«Овасис» на армянском языке означает «оазис». Ереванский театр пантомимы глухих был основан в 1996 году слышащим артистом Робертом Цатуряном – первым армянским мимом (до этого в Армении такого жанра не существовало). Цатурян до сих пор остаётся руководителем и режиссёром «Овасиса», хотя сменилось уже, пожалуй, два поколения воспитанных им неслышащих мимов.

«А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» – такой цитатой из известной советской кинокомедии «Берегись автомобиля» можно охарактеризовать идею Роберта Цатуряна поставить мим-спектакль «Король Лир». Из-под пера великого английского драматурга в начале 17-го века вышла объёмная трагедия повествующая о власти, зависти, предательстве, алчности, а также о любви, верности и самоотверженности.

Шекспировская пьеса немаленькая, сюжет в ней наполнен самыми разными персонажами и переплетениями интриг. Разумеется, в пантомиме всё это ни к чему, и режиссёр оставил лишь основную канву, ограничившись линией главных героев – короля, его дочерей с мужьями, шута, слуги и ведьмы.

 Артистов перед началом представления бил мандраж – ведь это была премьера! У себя на родине они ещё не играли этот спектакль, а сразу после репетиций прибыли в Москву, чтобы впервые открыть зрителям «Короля Лира». А шестеро юных мимов вообще впервые в жизни вышли на сцену в полноценном представлении: до этого у них был лишь опыт мелких этюдов и репетиций.

Армянским мимам удалось бессловесно передавать сложные моменты сюжета, где, казалось бы, не обойтись без словесных диалогов. Например, было ясно показано, как Лир делит свою страну на своих трём дочерям: король брал карту государства и, разорвав её на три части, вручал обрывки дочкам, а затем удалялся, оставив корону.

Лишившись атрибутов власти, Лир предполагал, что окружающие будут относиться к нему по-прежнему. Но прежде могущественный повелитель превращается в никому не нужного старика. Ему остаются верными лишь шут и младшая дочь.

Пантомима обычно считается весёлым делом, вызывающим смех, но на самом деле ей подвластны и серьёзные темы, поднимающие вопросы общечеловеческих ценностей – что успешно и доказал театр глухих мимо «Овасис» на Пятом международном театральном фестивале «Территория жеста»

Текст: МИХАИЛ ВЕСЕЛОВ
Фото: АНТОН ЗЕЛЕНИН