Однажды юная студентка Евгения Акс увидела в метро группу глухих людей, оживлённо ведущих беседу на жестовом языке. Что-то её зацепило, и она долго наблюдала за ними, любуясь пластикой рук и пытаясь разгадать скрытый за жестами смысл. Евгения задумалась о том особом мире глухих, о котором ничего не знают слышащие, да и не хотят знать. Очевидно, этот незначительный, на первый взгляд, момент в её жизни случился не зря. Спустя почти 10 лет на театрального режиссёра Евгению Акс случайным образом вышел Театр мимики и жеста и предложил сотрудничать.

Вспомнив ту давнишнюю встречу с глухими, Евгения села писать сценарий, и так возникла «История одного хау(о)са». Главная идея спектакля заключается в том, что барьеры равнодушия и непонимания стоят перед каждым человеком, и неважно – слышит он или нет.

 

Хаус – это дом. Хаос – это бессмысленный круговорот жизни. Уныло движутся прохожие по улицам города, сверкает реклама, грохочет музыка, мелькают видеокадры, а неслышащей девушке всё это видится хаосом.

Динамику пластического спектакля «История одного хау(о)са» держат не только играющие в нём артисты, но современные технологии «видеодекораций» – так называемый 3D-мэппинг. Это позволяет вносить в происходящее дополнительные смыслы и менять антураж соответственно ситуации. Театр мимики и жеста в этом плане становится всё более и более прогрессивным.

Прекрасно продумана конструкция многоквартирного дома, где в тесных конурках живут разные люди – от супругов-пенсионеров и свободолюбивого хипстера до художника и училки. Всем плевать друг на друга, все заняты собственными переживаниями или ссорами с домочадцами. Тем более никто и в упор не видит одинокую глухую девушку – жительницу этого дома. Кроме разве что пенсионера, по-стариковски жалеющего «инвалидку».

 
Неслышащая девушка, по задумке режиссёра, исполняет роль своего рода ангела-хранителя для своих соседей по дому – конфликты постепенно улаживаются, разрушающая поступь душевного хаоса затихает, главная героиня находит своё счастье, а зритель выходит из зала с мыслью, что нет плохих людей, а есть только плохие обстоятельства и бесконечно воздвигаемые самими людьми барьеры.

Текст: МИХАИЛ ВЕСЕЛОВ
Фото: АНТОН ЗЕЛЕНИН