Строго говоря, театр-студия «Маска» относится не к Ростову-папе, а к приморскому городу Азову Ростовской области, и основной состав актёров в нём – неслышащие старшеклассники азовской школы. Вместе с ними на сцену выходят и слышащие сверстники, которые учат жестовый язык. Таким образом создаются интегрированные спектакли, где сквозной нитью звучит тема русских народных сказок. «Маска» уже показывала спектакль «Гуси-лебеди» на Первом фестивале «Территория жеста», в 2018 году.

И вот на Пятый фестиваль была привезена из Азова детская постановка «Емелькины сны». Пожалуй, труппа из Ростовской области была самой многочисленной по составу – около 20 человек, не считая режиссёра и других специалистов. На сцене ТМЖ прогремел яркий детский мюзикл – с танцами, песнями, шутками скоморохов, которые общими усилиями поведали сказку о ленивом Емеле, важном Царе, плаксивой Несмеяне и волшебной Щуке. Премьера «Емелькиных снов» прошла ещё весной прошлого года, потом эти сны увидели в разных городах Ростовской области, и вот теперь о приключениях Емели узнали в Москве.

Сказка сказкой, но «Маска» старается осовременить фольклор, вплетая в видеопроекционные декорации фотки и ролики из современной жизни. Потому что древнерусский Емеля и какой-нибудь нынешний чувак из соцсети мало чем отличаются друг от друга по своей человеческой сути. К вокальным фонограммам проецировались титры, что значительно повышало «понимаемость» жестовых песен.

Инклюзивная форма театра-студии «Маска» даёт глухим и слышащим юношам и девушкам возможность дружески относиться друг к другу. Образцом такого контакта могут служить, например, братья Киосовы – слышащий Никита и глухой Глеб. Они играют оба с 10 лет в совместных спектаклях, в том числе и в «Емелькиных снах», где Глеб исполняет роль Емели, а Никита – роль Царя. Глеб, Никита и их друзья учатся последний год в школе, и не собираются покидать «Маску», даже уйдя во взрослую жизнь.

Самое интересное, что инклюзивные спектакли «Маски» обходятся без помощи дикторов-переводчиков – всё идёт под фонограмму, в том числе и реплики персонажей. Как объясняет режиссёр театра-студии Екатерина Останина, секрет в выверенном отсчёте тактов и секунд. И каждый неслышащий юный артист чётко знает, когда зазвучат его слова – чтобы вовремя проговорить свою реплику жестами и артикуляцией. То есть на юных жителей Азова ложится ещё больше нагрузки, чем в обычных сценических коллективах глухих: надо не только запоминать сами тексты из ролей, но и твёрдо помнить, когда, в какую минуту что именно сказать!

Цитата из спектакля: «Кто Царевну-Несмеяну рассмешит-потешит, за того царь замуж ее отдаст, а кто не рассмешит и не потешит, то вот вам мой кулак! Уяснили?»

Текст: МИХАИЛ ВЕСЕЛОВ
Фото: АНТОН ЗЕЛЕНИН