Творческий коллектив «Восточная Азия» на прошлогодний Четвёртый фестиваль «Территория жеста» привозил комедию о том, как русских женили на узбечках. Тогда артисты из Ташкента получили звание «Лучшего коллектива Пятого фестиваля», и вполне заслуженно. И на этот раз ташкентские артисты привезли постановку на восточную тему, а именно сказку «Аладдин».
«Восточная Азия» многонациональна: в труппе и узбеки, и русские, и казашка, и азербайджанец. Руководитель коллектива, режиссёр-постановщик и ведущий артист – слабослышащий Олег Ощепков – в своё время закончил эстрадно-цирковое училище. На нём одном фактически держится вся сценическая самодеятельность глухих Ташкента. И на Ощепкове же держался весь спектакль «Аладдин»: Олег восседал у сцены за дикторским столиком, дирижировал, показывал, кому какие движения исполнять в танцах, кому какие реплики подавать, кому и куда идти. Ведь все реплики звучали фонограммой, дикторов не имелось. Артисты, выступая, не отрывали от руководителя глаз, за исключением тех случаев, когда Ощепков сам выбегал на сцену, чтобы сыграть в каком-нибудь эпизоде или спеть ЖЯ-песню.
Восток – дело тонкое, и без красочности он обойтись не может. Яркие костюмы актёры шили сами, мультимедийная заставка с шагающим караваном верблюдов настраивала зрителей на соответствующий лад. Некоторые режиссёрские находки были оригинальны: например, Джинн из лампы появлялся сначала гигантом на видеоэкране, и лишь потом выходил вживую в обычном человеческом размере. Забавно смотрелся человек-ковёр, больше смахивающий на мусульманскую женщину, закутанную с ног до головы в пёстрый хиджаб.
Ташкентская труппа не изменила своей традиции давать актёрам роли противоположного пола. Если в прошлогоднем спектакле образ Жены воплощался мужчиной, то в «Аладдине» в роли Султана выступала девушка.
Сюжет спектакля был построен по мотивам голливудского фильма «Аладдин», и даже ташкентский Джинн сильно смахивал на Уилла Смита из этой киноленты. Всё преемственно: ведь киношный Джинн и сам был создан на основе Джинна из диснеевского мультика.
Как и положено настоящему мюзиклу реплики перемежались самыми разнообразными песнями. Звучали фонограммы Ани Лорак, Газманова, Киркорова и прочих. Получился своеобразный и зрелищный микс восточной древней сказки и современной российской попсы.
Действо также было насыщено танцами в самых разнообразных стилях, но с обязательной восточной цветистостью и колоритностью. В общем, «Аладдин» стал одним из самых ярких в буквальном смысле событий одного из дней фестиваля «Территория жеста».
Цитата из спектакля: «Говорил мне хан: не ходи на бархан. На бархане цветы не растут! Говорил мне хан, но я очень упрям. Но в песках мои маки цветут!»
Текст: МИХАИЛ ВЕСЕЛОВ
Фото: АНТОН ЗЕЛЕНИН